Фондовый рынок США – крупнейший в мире по величине капитализации рынков ценных бумаг (включая также оборот торговли акциями), и такая позиция сохраняется на протяжении всего периода после Второй Мировой войны, за исключением промежутка 1989-1990 гг. Лидирующие позиции американского фондового рынка, а также его высокая степень ликвидности обусловлены, прежде всего, тем, что значительная часть рыночных капиталов находится в финансовых активах населения. Таким образом, фондовый рынок США обнаруживает у себя наличие высокодисперсной, распыленной структуры собственности. В пользу этого говорит тот факт, что акциями в стране, так или иначе, владеет около 91 миллиона человек, т.е. практически треть населения.
С точки зрения субъектного состава основу фондового рынка в США образуют профессиональные участники в лице множества брокерских и дилерских фирм, а также портфельных управляющих. Последние, кстати, могут быть теми же брокерскими и дилерскими организациями, однако, чаще всего являются независимыми юридическими и физическими лицами.
Согласно историческим особенностям, коммерческие банки не совершают сделок купли/продажи в секторе корпоративных ценных бумаг и не обеспечивают их эмиссию, поскольку принятый в 1933 году закон Гласа-Стигала попросту запрещает им заниматься подобной деятельностью на фондовом рынке (запрет восходит к временам Великой Депрессии). И хотя в 1999 году, с принятием Закона Грэма-Лича-Блайли о финансовой модернизации, данный запрет был частично снят, но по-прежнему, банки не могут открыто заниматься деятельностью на рынках ценных бумаг. В связи с этим стоит отметить, что в последнее время наметилась тенденция к тому, что крупные инвестиционные банки начинают регистрировать в своей структуре дочерние брокерские и дилерские компании, становясь, таким образом, достаточно крупными игроками в сфере размещения ценных бумаг.
Практически все посредники фондового рынка (в их числе брокеры и дилеры) являются членами общественного союза – Национальной ассоциации фондовых дилеров (NASD) – играющей роль важного негосударственного регулятора рынка. NASD обладает широкими полномочиями: контролирует соблюдение стандартов ведения бизнеса, развивает этику фондового рынка, налагает штрафы на нарушителей, проводит аттестацию сотрудников брокерско-дилерских фирм, а также выдает или изымает подобные аттестаты.
Главным же государственным регулятором рынка в США выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), которая была организована в 1934 году. По своим основным функциям и структуре данный орган управления очень напоминает российскую Федеральную службу по финансовым рынкам, однако, обладает несколько более широкими полномочиями. В частности, Комиссия имеет право инициировать судебные процессы и проводить собственные расследования с вызовом свидетелей в отношении профессиональных участников фондового рынка. Стоит уточнить, что полномочия SEC распространяются исключительно на профессиональных участников фондового рынка: брокеров, дилеров, фондовые биржи, регистраторов, депозитарии и инвестиционных консультантов, но т.к. банки в США таковыми не являются, то они не попадают в поле деятельности регулятора (возможно, только как эмитенты).
Со стороны банковской системы в США действуют целых три контролера: ФРС (FRS), Служба контроля над денежным обращением (подразделение Министерства финансов) и Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC). Регулирование же пенсионных и страховых компаний находится в юрисдикции специальных органов штатов.
Каждый орган регулирования является самодостаточным и выполняет узкий круг возложенных на него обязанностей, что в целом создает весьма строгую и развитую систему финансового регулирования. США, таким образом, позиционируют себя вне процессов формирования глобального регулятора рынков, в последнее десятилетие активно разворачивающегося в мировой финансовой системе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.